Дайвинг на Самуи

26.09.2016

Савинским путей развития современного искусства привело его к теоретическому выводу о необходимости особого внимания к тщательному анализу. Этот вывод отразился на практике преподавания с конкретным показом или иногда и подсказом в процессе работы - в этом, думается, одно из существенных различий в методологии Савинского и Чистякова. Другое отличие связано с тем, что Чистяков не отделял школу от творчества, правильно считая, что образное восприятие натуры - это воспитание в молодом художнике способности к творчеству. Об этом свидетельствуют и рисунки академических натурщиков Савинского: учебное изучение натуры тесно переплетается в них с задачами творческого портрета. Это качество - связь школы с творчеством - крайне положительно, но до известного предела. Оно оборачивалось сковывающими цепями, если возникала обратная связь - творчества со школой. Думается, что именно эта беда иногда случалась в работах Савинского. Многие ученики Чистякова избежали подобного обратного воздействия, так как после школы быстро и твердо вставали на самостоятельный путь. Полученные в школе знания составляли прочную основу творчества, художники в дальнейшем освобождались лишь от их стесняющих оков. Возможно вас заинтересует дайвинг на самуи.

Как педагог Савинский обладал широкими и последовательными взглядами на творчество и делал определенное различие между школой и творчеством. «Когда будете мастерами,- часто говорил он,- делайте, что хотите. Но если Вы будете мастерами, то будете обязательно любить жизнь!» Сам он не мог пойти на искажение «правдоподобия» в своих картинах, но признавал за своими учениками право на передачу разницы между «правдой жизни» и «правдой в искусстве».

Исследователи педагогической деятельности Чистякова видят его некоторую историческую ограниченность в том, что он до конца не понимал роль искусства в служении народу. Действительно, Чистяков точно не определял общественно-историческую роль искусства, у него нет сформулированного требования о служении художника народу, как у представителей передвижничества. Взгляды Савинского в этом близки Чистякову, хотя понимание ими обоими роли искусства и связи искусства с реальной жизнью по смыслу родственно идеалам передвижничества.