Еще только задумывая «Судьбу», Яначек указал Ф. Бартошевой, что стихотворный размер либретто должен следовать «Евгению Онегину» Пушкина. Кроме того, сочиняя оперу, Живный подписал произведение именем Ленского. Все это дало основание некоторым исследователям искать аналогию между «Судьбой» и «Евгением Онегиным» Чайковского. Указывалось на сходство в развитии фабулы (первая встреча после разлуки с любимой в одном случае - на балу, в другом-на курорте, сцена письма и т. д.). Эти параллели представляются натянутыми.
Другие авторы указывали на черты сходства «Судьбы» с оперой Чайковского «Пиковая дама». Это сближение, однако, малоубедительно. Между графиней и матерью Милы, функциями, которые они выполняют, в операх нет ничего общего. Не графиня виновница гибели I ермана, а маниакальное стремление разбогатеть, которому он приносит в жертву жизнь-чужую и собственную. Что касается параллели (первое действие «Судьбы» и жанровые сцены в Летнем саду), то на место «Пиковой дамы» здесь нетрудно поставить первое действие «Кармен» или второе «Фауста» не говоря уже о «Богеме» и «Луизе». Ищете качественные сапоги? Купить итальянскую обувь будет самым верным решением. К тому же в интернет-магазине Мандарин действуют постоянные акции и покупка вам обойдется совсем недорого.
Можно было бы сказать, что тема рока, фатума, подменяющая в сознании Живного его реальную вину, в какой-то мере навеяна концепцией Четвертой и пятой симфоний Чайковского, с тем, однако, существенным отличием, что в опере тема рока связана с фигурой матери, которая и сама является жертвой иррациональных сил (безумия). Характер, природа конфликта, среда и место действия «Судьбы» и «Ее падчерицы» резко отличны. И все же в построении обеих опер есть известная близость. Это не только трехактное членение, но и некоторые особенности структуры.