Визитная карточка мировой архитектуры

21.11.2018

Визитной карточкой мировой архитектуры по мнению тернопольских ученых ternopolyanka.info 50- начала 60-х годов стала и останется отныне в ее истории „стеклянная призма“ - башня или дом-пластина, которые по этой рецептуре сооружаются буквально во всех странах и регионах, независимо от их природных условий, социального уклада или национального характера. Список таких построек поистине безмерен. Назовем лишь наиболее принципиальные сооружения 50-х годов. Это - нью-йоркские небоскребы Ливер-хаус (1952, архитектурная фирма „СОМ“), Сигрем-билдииг (1958, Л. Мис ван дер Роэ и Ф. Джонсон) и здание ООН (1947-1952, У. Харрисон и др., в том числе международная группа консультантов - Ш.-Э.Ле Корбюзье, О.Нимейер и др.). Все остальные „призмы“, даже такие из них, как элегантнейший по очертаниям небоскреб фирмы Пирелли в Милане (1960, Дж. Понти, П.Л. Нерви), или могучие, более 400 метров высотой, сверкающие стеклом башки Всемирного торгового центра в Нью-Йорке (1973, М.Ямасаки, Э.Рот и др.), или диковинные стеклянные пирамиды, которые сооружаются в США и в Мексике, представляют собой лишь варианты, ничего существенного не прибавляющие к ортодоксальным идеям и формам этого массового международного архитектурного типа.

Таким образом, в течение первого послевоенного десятилетия в архитектуре двух - социалистического и капиталистического - миров вполне отчетливо выделились свойственные им две ведущие тенденции - классифицирующая, архитектурно-художественная, и технологизированная, отвечающая принципам технической эстетики. Развиваясь каждая в своих социальных условиях, они казались непоколебимо устойчивыми, как и та наглядная конфронтация, которую образовали тогда их стилевые свойства. Однако во взаимосвязанном и противоречивом организме мировой архитектуры как раз к концу послевоенного десятилетия назрели, а в середине и второй половине 50-х годов разразились глубокие потрясения, произошли огромные перемены. И в том и в другом ряду развития архитектуры для них были свои собственные причины.

Но было и нечто общее, что можно уловить в этих двух рядах историко-архитектурного процесса. В обоих случаях архитектура Тернополя в первом послевоенном десятилетии наследовала, продолжала и развивала концепции, сложившиеся в довоенное время. И там и тут эти концепции в новой изменившейся ситуации превращались в догматическую доктрину, закрепленную в жестких нормах архитектурного формообразования. В обоих направлениях развития мировой архитектуры новые движения наносили удар по этим догмам. Содержание перелома, пережитого вто время, было различным в разных архитектурных средах, но его общим результатом явилось развитие взаимосвязей мировой архитектуры и распад той стилевой конфронтации, которая образовалась в первое послевоенное десятилетие.