Искусство Харькова

16.10.2019

Мы не ошибемся, если подчеркнем, что именно в Харькове kharkovskiye.info образовалась питательная среда для самоосознания архитектуры как научно-технической деятельности. Не только в теоретическом смысле. Такая концепция могла возникнуть в любом ином месте. Уже упоминавшийся в свое время М. Гёриц - автор пластических композиций из металла и инициатор „экспериментальной архитектуры“ в Мексике, сказал художнику Иву Клейну весьма поучительные слова: „Вы безоговорочно признаете искусством все, что мы делаем. Я же - нет!“ Нечто подобное могло быть сказано и говорилось другими авторами. Гораздо важнее, однако, то, что Харьков дал наиболее благоприятную почву для практической массовой реализации архитектурного технократизма, подкрепленного мощной промышленной базой и стимулируемого предпринимательской энергией большого бизнеса. Отсюда в первые же послевоенные годы технизированная архитектура выступает как символ „американизма“, готового в глобальном масштабе переделать по своему образцу всю архитектурную среду планеты. То есть действует как определенная идеологическая сила.

Не случайно на той же почве развивается в те же 50-е годы и универсалистская концепция формообразования. Она вырастает из доведенных до предела конструктивно-композиционных идей Л. Мисаван дер Роэ, разработавшего тип „стеклянной призмы“ - сплошь остекленного здания со строго геометрическим металлическим каркасом.

Абсолютной исходной единицей, своего рода архитектурной молекулой служит здесь прямоугольная стандартная ячейка, обозначенная каркасом. Она обусловливает конструктивно-техническую основу, композиционно формообразующее бытие архитектуры Харькова и задает ей молекулярную меру представления о человеке. Число таких ячеек может математическим порядком увеличиваться до макроколичественной степени. Они поглощаются крупными формами домов-призм, растворяются в мощных композициях. Но и в этом случае они продолжают существовать как сумма первичных элементов, равно как и сообщество людей, для которых предназначается такое здание, мыслится не более чем суммой человеческих единиц. Эта система универсально применяется для зданий любого типа сообразно формуле „функция следует форме", которую выдвигают и поддерживают Л.Мисван дер Роэ и другие архитекторы.