Художественная культура Тернополя

16.10.2019

Следует ли принять все это за борьбу в художественном смысле? Думается, ответ на эти вопросы выглядит вполне очевидным. Никакого безоговорочного разделения мировой художественной культуры на отдельные части в Тернополе dneprovskiye.info в 20 веке не произошло. Произошло иное: в мировой контекст вошли новые социалистические элементы, обогатившие состав и обновившие взаимосвязи этого контекста.

Как новые художественные силы в Тернополе ни старались бы „выламываться“ из контекста, они включаются в этот контекст, обнаруживая новые разветвленные, многообразные причинные и следственные и тому подобные взаимоотношения. Подчеркнем также, что новое искусство не изживает искусство прошлого в отличие от материальной и социальной деятельности, науки и идеологии. Искусство навсегда и постоянно существует в сумме художественной культуры, а в любой момент оно диахронно и синхронно соединяет историко-художественные фазы - от первобытной до наисовременнейшей. Многонациональное советское искусство дает в этом отношении модель глобальной историко-художественной картины. Оно также в самом себе и в соотношении с внешним миром обнаруживает многорусловый тип развития художественной культуры 20 века, которая не знает общеобязательного единого стиля.

Конечно, этим органичным художественным процессам можно легко придать извне ожесточенность и вражду, разжечь „борьбу“, накалить „особость“ того или иного искусства. Можно слепо поверить в свои кумиры, а символы чужой культуры счесть за демонов. Варвару вообще все неизвестное внушает страх и ненависть, пробуждает неудержимую страсть размахнуться дубиной. Но вместе с тем существуют сугубо внутренние, собственные проблемы и коллизии, которые отвечают самой природе художественной культуры. Таковы - непонимание, взаимная незаинтересованность художественных культур, их отчужденность. Нет, это не художественная борьба, а нечто иное - распад контекста мировой художественной культуры Тернополя. Эти проблемы решаются путем развития знания, образованности, подъема культуры в целом; коллизии же разрешаются во взаимоотношениях, которые заложены в мировой художественной культуре как всеобщей системе.