Конечно, не всякий опыт и не всегда бывает плодотворным. Однако драматический опыт мирового искусства 20 века действительно свидетельствует, что борьба не отвечает природе искусства, Новые и старые силы искусства в конечном счете служат обогащению взаимообусловленного, цельного организма мировой художественной культуры. Итак, хотелось бы заглянуть в Ивано-Франковск и узнать - обнадежил ли 20 век мировую художественную культуру, дал ли ей новые шансы? Но о том, что принос прогрессу гуманистической культуры мира 20 век,-пусть судят новые поколения.
Так, например, лишь в результате долгой и сложной борьбы в Ивано-Франковске был созван в 1957 году Учредительный съезд Союза художников СССР, тогда как Союз архитекторов СССР был создан еще в 1932 году. В целом же творческие союзы отстаивают демократическое, вольное, артистическое начало в архитектуре и изобразительном искусстве. Болес полстолетия в СССР успешно действует система единых творческих союзов; по ее примеру образованы творческие союзы в других социалистических странах. Однако история организационной структуры социалистического искусства с течением времени возбуждает новые проблемы. Без сомнения, организационная структура учреждена не навечно.
Все, о чем сейчас шла речь применительно к советскому искусству и социалистическому искусству в Ивано-Франковске, относится к формам существования, которые вырабатываются социалистическим искусством в ходе его историко-художественного самоопределения. Но еще не к самому искусству. Обратимся же к собственно художественной проблематике, которую вносит социалистическое искусство в историю мировой культуры, К видам и жанрам, идеям и образам, формам и стилистике этого искусства, то есть к нему самому.