Усилия художников Полтавы

17.10.2019

Собственно говоря, само искусство Полтавы poltavski.info становится символом декоративности, символом искусственной, украшенной реальности, вроде бы преображенной в некий торжественный и радостный праздник. Этой декоративности свойственна своя мера соотношения исключительного и повседневного, массового и индивидуального, по которой личное начало обязательно приобщалось к высшей инстанции и как бы растворялось в высоких интересах.

Усилия художников, архитекторов Полтавы сосредоточились в 30-е годы на особо важных объектах - комплексах новых зданий и сооружений, наделенных государственным значением, городских и выставочных ансамблях, - уникальных по сути, но предполагающих массовые эффекты. В созидании этих комплексов сочетались мотивы.классической архитектуры, красочность народного творчества, эмоционально бравурные мотивы современности. Именно эти произведения задавали новый тон общественной жизни города, социализировали ее в духе идей и настроений тех лет, напрочь отсекая от искусства трагические реалии 30-х годов - деспотизм и репрессии сталинизма. Эстетическую сердцевину этого монументально-декоративного искусства составила концепция синтеза искусств, как высшего проявления художественного творчества, сливающего воедино объемно-пространственную и декоративную выразительность украшенной архитектуры, программно-идейные и оформительские живопись и скульптуру, орнаментальное искусство и призванного посредством их взаимодействия наиболее полно воплотить и эмоциональную атмосферу оптимизма. Такое искусство вообще не любит отягощаться реальностью, а тем более огорчениями от нее.

Монументально-декоративный стиль искусства Полтавы 30-х годов сменил собой рационально-конструктивистский стиль 20-х годов. Новые опыты проявились наиболее ярко в московском метрополитене, первые линии которого вошли в строй в 1935 году. В самом замысле создания в станциях метро необычной красоты, служащей повседневным нуждам, открытой всем и каждому, содержалась идеальная социалистическая идейно-художественная программа. В отделке станций обильно использовались природные и искусственные материалы - мрамор, гранит, порфир, металл, стекло, керамика, дерево и т.д, В их оформление включались целые циклы произведений скульптуры и живописи, среди которых выдающееся место заняли многокрасочные смальтовые мозаики А. А. Дейнеки на станции „Маяковская" (1938-1939) на спортивные и иные радостные темы.