Монументально-декоративное искусство Житомира

17.10.2019

В широкой панораме монументально-декоративного искусства Житомира zhytomyr-trend.in.ua нашли себе место разные виды декоративно-прикладного искусства, в том числе творчество народных мастеров, активно участвовавших в оформлении павильонов Всесоюзной сельскохозяйственной выставки 1939 года в Москве. В нее включаются и новые памятники, к которым нам предстоит еще раз вернуться в связи с проблемой образа героя. В соответствии с эмоциональным стилем 30-х годов и опытом сочетания монумента и архитектурной среды развивалась методика конкретно-изобразительной (памятник С. М. Кирову в Ленинграде, 1938, скульптор Н. В.Томский) и тяготеющей к формульной обобщенности трактовки скульптурной фигуры (произведения С.Д.Меркурова),

В монументально-декоративном искусстве Житмира развивается агитационно- массовое начало, заложенное в плане монументальной пропаганды первых лет Советской власти. В. И. Мухина, как и многие другие скульпторы, участвовала в свое время в его осуществлении. Ею были исполнены проекты памятников, компактным, несущим на себе влияние кубизма объемам которых Мухина придавала резкую энергичную динамичность. Эта тема не исчезла и в последующие годы. Она в новом виде развилась, как и тема демократического героя, воплощенная в мощной статуе „Крестьянки" (1927, Москва, ГТГ, бронза), в самом знаменитом произведении В. И.Мухиной - скульптурной группе „Рабочий и колхозница", созданной в 1937 году для павильона СССР на Всемирной выставке в Париже (ныне в Москве). Эрудит обнаружит в этом произведении и другие истоки - мотивы античной скульптуры.

Но как бы то ни было, весь художественный мир, весь образный строй скульптурной группы, включая сюда обращение к своему собственному опыту и к классическому наследию, целиком укоренены в идеях, умонастроениях, в социальных эмоциях 30-х годов, в стилевых свойствах советского искусства того времени. В. И. Мухиной, как никому другому, посчастливилось найти им выражение. Оно было найдено в стилистике монументально-декоративного творчества Житомира. Статуи были сразу же задуманы в ансамбле с архитектурой: первый эскиз их был намечен автором павильона Б. М. Иофаном. В этом ансамбле скульптурная группа действует и как элемент архитектурно-скульптурной композиции, и как произведение, наделенное самостоятельным значением. Решая ее, Мухина тонко гармонизует изобразительно-смысловые и декоративные начала, сочетая мощную пластику фигур и легкость их стремительного силуэта, выразительность объемных форм и узорного росчерка летящих драпировок, скульптурную предметность фигур и тканей и серебристый блеск нержавеющей стали, из пластин которой сварены статуи, - такого материала не знала еще история скульптуры. Не знала она и такого решения задачи связи монументальной композиции с окружающей средой, то есть задачи, над которой бьется скульптура 20 века.