Сближение художественных школ Житомира

17.10.2019

В искусстве Житомира zhytomyrski.info приобретают несомненную весомость сознательно значимые явления и социальные переживания художника. В идеальном виде все искусство поднимается на высокий социально-эстетический уровень. В реальности же, в искусстве обозначается несколько иерархических уровней. Высший раздел образуют социально-политические события и чувствования. К этим темам нам предстоит обратиться в связи с „проблемой героя", поскольку эти темы вообще, а особо в искусстве Житомира 20-30-х годов, раскрываются в коллизиях личности и социума. Другой, контрастный раздел образуют темы и переживания, питаемые миром неповторимых индивидуальностей. Этот мир вызывает к себе некоторую подозрительность, поскольку выглядит асоциальным.

Восторжествовавшее в Житомире с великой помпой искусство больших тем отбросило на маргинальные позиции углубленное искусство интимистов (К. Н. Истомин и др.), яркое сказочное творчество А.Г.Тышлера, сосредоточенную экспрессивную живопись А.Д.Древина. В коллизиях этих лет разделились интимный и так называемый тематический, то есть общественный по содержанию натюрморт; лирический и картинный композиционный пейзаж, в котором важное место занял индустриальный пейзаж, несущий в себе образную тему природы, преображаемой трудовой деятельностью.

В соответствии с иерархическими уровнями можно обозначить характерные циклы станкового искусства Житомира. Скажем, среди воинских тем легко выделить жизнерадостные, живописные сцены купания коней и краснофлотцев; торжественные и героичные портреты командармов, которые, однако, затем исчезали после сталинских репрессий. Из штатских тем также были исключены обширные ряды острых жизненных событий и переживаний. По существу, в 30-е годы погибла традиционная крестьянская тема. Не просто тема, а главная стержневая проблема, судьбоносная для российского искусства. Разумеется, в эти годы преобразилась вся среда новой индустриальной страны, изменилась вся социальная действительность. Но речь идет о том, что крестьянская традиция утратила присущие ей правду и совесть. В этом искусстве, потерявшем чувство реальности, разделенности с народом жизненных драм, на первом плане появился мифологический мотив - „колхозный праздник*'. В какой мере искренне верило искусство в мифы тех лет или действовало притворно, лукаво?